Принимаем заказы на выполнение контрольных, курсовых, дипломных работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

 

Народная медицина

Соблазн возбуждающая  жвачка

Соблазн возбуждающая жвачка

 

KupiVip – крупнейший онлайн-магазин

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Renoven - антиварикозный   бальзам

Renoven - антиварикозный бальзам

ШефМаркет. Доставка продуктов с рецептами

Уборка   квартир в Москве

Уборка квартир в Москве

Дизайнерская мебель

Заказ и доставка билетов

Заказ и доставка билетов

 Академия Моды и Стиля

Академия Моды и Стиля

 

Интернет-магазин Olympus

Интернет-магазин Olympus<

Ведущая роль архитектуры барокко в Италии Культура Киевской Руси и принятие православия Петербургская академия художеств Русское деревянное зодчество Архитектура периода Киевской Руси

XIX в. — век небывалого взлета в развитии русской живописи, хотя профессиональные занятия живописью считались не дворянским делом. Если русская литература, поэзия, философия создавались именно дворянской интеллигенцией, то живописцы и скульпторы выходили из крепостных, мастеровых, мещан, мелких торговцев.

В живописи неоклассицизм, скованный академическими шаблонами, казался сухим, скучным, становился тормозом развития искусства. Романтический и пылкий по складу таланта и темперамента О. А. Кипренский, окончив Академию по классу исторической живописи, хотел продолжать работать в этом жанре, но призвание, а возможно, и необходимость заработка заставили его заняться портретом. В портретах Кипренскому удалось запечатлеть духовную жизнь целого поколения русских. Перед нами проходит вереница людей, живших Сильвестр Щедрин сумел преодолеть отечественный академизм и не «заразиться» итальянским. Он стал писать этюды маслом прямо с натуры.

О. А. Кипренский. Автопортрет.

Вообще в русской живописи полнее выразился не бурный романтизм, но «тихий» романтизм чувства, близкий сентиментализму. В России, стране деспотической государственности и крепостного права, заявление права личности на независимость своего внутреннего мира, интимного строя переживаний значило много.

В. А. Тропинин был любимым портретистом московского дворянства.

Родоначальником народного бытового жанра стал А. Г. Венецианов — скромный титулярный советник, который, затворившись в своей маленькой усадьбе и окружив себя учениками из простого звания, писал, «не мудрствуя», гумно, пашню, портреты крестьян. Лучшие работы Венецианова: «На пашне» и «На жатве» (их называют также «Весна» и «Лето»). Они тонко срежиссированы .

Никто из русских художников не пожинал при жизни такие лавры, как К. П. Брюллов. Известный художественный критик В. В. Стасов написал статью о его последних произведениях, полную пылких дифирамбов. Поклонники Брюллова видели в нем новатора. Ему ставили в заслугу обновление русской живописи, поворот от рутины «заученных приемов», от «идеализации» к «верности натуре», к «разнообразной прелести самой натуры».

Событием в русской живописи стали работы П. А. Федотова. Трагическую силу его произведений осознали не сразу. Сначала в них видели только подобие жанровой живописи «малых голландцев», а в конечном счете его стали называть «Гоголем в живописи».

Петербург и Москва ознаменовались двумя поворотными событиями, положившими конец академической монополии в искусстве. Первое: в 1863 г. 14 выпускников Академии во главе с И. Н. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет и попросили предоставить им выбор сюжетов. Второе событие — создание в 1870 г. Товарищества передвижных выставок, душою которого стал Крамской. Главная роль в создании Товарищества принадлежала В. Г. Перову, И. М. Прянишникову, А. К. Саврасову.

В русской живописи XIX в. есть пейзажи, давно ставшие хрестоматийными, неизменно трогающие и искушенных, и неискушенных зрителей своим лиризмом. Лиризм их особенный: не столько интимно-личный, сколько «соборный», национально-всеобщий, — лиризм русской природы и страны, ощущаемых как нечто единое. Такие пейзажи, как «Оттепель» Ф. А. Васильева, «Московский дворик» В. Д. Поленова, «Март» и «Летний вечер» И. И. Левитана, вызывают память о чем-то некогда пережитом. Первой в ряду таких пейзажей стоит картина Саврасова «Грачи прилетели»: снег, проталины, церквушка, грачиные гнезда, белесая даль, близкая весна — и за всем этим неотразимое чувство родины, «душа», о которой говорил Крамской. Он любил и понимал человеческое лицо, его индивидуальную структуру, выражение, смысл. Стремясь внести в живопись поэтическую ноту, он писал лунные ночи, старые, заброшенные усадьбы, русалок. Высшие художественные достижения Крамского все-таки в портретах, особенно в тех, которые он делал по внутреннему влечению, когда чье-то лицо его захватывало. К портретам, сделанным художником «для себя», можно причислить и всем так хорошо знакомую «Неизвестную».

П. А. Федотов. Автопортрет.

Имя И. Е. Репина занимает важное место в русской живописи. Она была для него не средством, а непосредственным бытием прочувствованного. В «Иване Грозном» Репин стоит на вершине мастерства.

В 1880-е гг. рядом с Репиным находились в зените творчества В. И. Суриков и В. М. Васнецов — «три богатыря» русской живописи в ту пору.

Суриков создал не очень много картин, но каждая была художественным подвигом и общественным событием, начиная с «Утра стрелецкой казни», показанного на IX Передвижной выставке 1 марта 1881 г. в день убийства Александра II народовольцами. Потом последовали «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова»; в 90-е гг. — «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», в начале 1900-х гг. — «Степан Разин».

За немногими исключениями, картины Сурикова — трагические картины, но они никогда не производят мрачного, гнетущего впечатления.

Последний из славного «триумвирата», Виктор Васнецов, Сурикову во многом противоположен. Ему чуждо трагически конфликтное понимание истории. Дело даже не в сюжетах. Васнецов первый поднял целину русского былинно-сказочного эпоса: «Аленушка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич и серый волк», «Три царевны подземного царства».

Рядом с именами Репина, Сурикова, Васнецова современники нередко ставили имя В. В. Верещагина. Очень популярное в России, его творчество имело большой резонанс и в Европе и даже в Америке. Стасов считал Верещагина первой фигурой в русском искусстве. Своим жизненным подвигом Верещагин прочно вошел в историю. Но к его живописи быстро охладели уже современники, и на молодое поколение художников она не оказала никакого влияния.

Зато велико было влияние Поленова — и его искусства, и обаяние его личности: до конца своей долгой жизни, он, первый получивший уже при советской власти звание народного художника, притягивал к себе как магнитом молодых.

В 80-90-е гг. одним из центров притяжения художественных сил стало Абрамцево. Его хозяин Савва Мамонтов — богатый промышленник, энтуазист искусства и сам художник-любитель, владелец и организатор оперного театра, где впервые выступил Федор Шаляпин. Мамонтова называли «московским Лоренцо Медичи».

Купец П. М. Третьяков и промышленник С. И. Мамонтов — эти два имени в истории русского искусства неотделимы. Семьи Третьяковых, Мамонтовых и Поленовых были связаны между собой и дружески, и родственно. Деятельность Третьякова и его эстетические взгляды связаны с передвижническим этапом, Мамонтова — с пост-передвижнеческим. Мамонтов был организатором, проявлявшим свою кипучую деятельность сразу во многих направлениях: театр, музыка, изобразительное искусство. В мамонтовском Абрамцеве велись поиски новых, более разнообразных и универсальных форм бытования искусства помимо станковой живописи.

В частной опере Мамонтова впервые поднялась до уровня настоящего искусства театрально-декорационная живопись: над декорациями работали те же В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. Д. Поленов и А. М. Васнецов, здесь нашел свое призвание замечательный декоратор Головин.

Я. Я. Ге. Голова разбойника. Этюд для картины «Голгофа».

В. А. Серов. В степи.

В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов — И. И. Шишкин и А. И. Куинджи.Как раз в это время начиналась в искусстве гегемония пейзажа как самостоятельного жанра, где царил Левитан.

Море писали многие, но только Айвазовский был предан морю всецело, посвятив ему несколько тысяч полотен, созданных за его долгую жизнь: закаты и восходы над морем, бури, штили, кораблекрушения, морские бои и, наконец, даже всемирный потоп.

Шишкин был убежден, что чем точнее и объективнее художник изображает природу, тем сильнее его картины действуют на воображение зрителя, ибо природа прекрасна и выразительна сама по себе, а не тем, что художнику вздумается в нее привнести из собственных переживаний или от собственной манеры письма. Можно иронизировать и досадовать по поводу неумеренного «проникновения в быт» неко торых композиций Шишкина (особенно это касается картины «Утро в сосновом лесу»).

Не только живопись, но все виды искусства приобретают небывалый расцвет в русской культуре в это замечательное столетие. Уже в начале XIX в. опережающими темпами развивается архитектура — искусство абстрактного образа. В новых исторических условиях, используя только основные принципы соборной архитектуры, русские зодчие создают выдающиеся произведения. Казанский собор — А. Н. Воронихин, ансамбль Биржи — Тома де Томон, Адмиралтейство — А. Д. Захаров. Эти памятники архитектуры создают величественный образ Петербурга.

Музыка в XIX в. в России также получила мощное развитие. В мировую историю музыки вошли произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова. Симфонизм стал ярким направлением в музыке этой эпохи.

Если в начале XIX в. ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия Грибоедова «Горе от ума», опера Глинки «Жизнь за царя». В 60-90-е гг. — оперы на исторические сюжеты М. П. Мусоргского, А. П. Бородина. Русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появляется плеяда талантливых музыкантов: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи. Мировое признание получает выдающийся композитор П. И. Чайковский. К концу века расцвел талант А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова.

Башня Адмиралтейства. Архитектор А.Д.Захаров. 1805-1815.

А. Н. Скрябин. Прометей, Обложка нот. Художник Ж.Дельвиль. 1911.

Театр в России, как и другие виды искусства, отразил в себе черты романтизма. Русский сценический романтизм в начале XIX в. складывался также под воздействием освободительных героических идеалов декабристов. Наиболее известным было творчество трагических актеров Е. С. Семеновой и А. С. Яковлева. Последекабристский романтизм представлял актерский гений П. С. Мочалова. Он потрясал зрителей необузданной мощью душевных сил, глубиной трагической интерпретации общественной темы.

К середине XIX в. в театре господствует уже другое направление — реализм. В отличие от романтизма, реалистическая театральная драма изображает не демонического бунтаря, противостоящего обществу, а человека, несущего отчетливо выраженные черты современного общества. Художественное богатство и многообразие этого направления выразилось в драматургии А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького. В России реализм утвердился как традиция национального искусства. Реализм потребовал от актеров тонкой индивидуализации образов, полноты внутреннего перевоплощения.

Большое значение приобрела в истории театра деятельность актеров И. И. Сосницкого, А. Е. Мартынова, М. Н. Ермоловой, А. П. Ленского, М. С. Щепкина.

Театральное искусство к концу века достигло высокого уровня развития. Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Ведущим драматическим театром XIX в. был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 г. открылся Московский Художественный театр. Во главе его стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

Особую роль в русском искусстве конца XIX в. играл балет. Имя М. И. Петипа вошло в мировую историю хореографического искусства. Его ранние спектакли отличались сюжетной цельностью и яркостью образов романтического направления. В дальнейшем складывалась новая эстетика монументального балета, которая создавала обобщенные образы больших танцевальных ансамблей. Петипа, опираясь на мощную музыкальную выразительность, отразив ее в танцевальном движении, достиг художественного и технического совершенства. Значительным явлением был приход композиторов-симфонистов в балетный театр. Наиболее известными были спектакли «Спящая красавица» на музыку П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, поставленные Петипа, а также «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского, поставленные Л. И. Ивановым и Петипа.

Таким образом, пролистывая страницу истории русской культуры, можно сравнить ее с эпохой Возрождения мировой истории. Породив «золотой век» русской литературы и «серебряный век» русской философии, культура России уверенно вошла в мировую

«Серебряным веком» в развитии философии считается XIX в. Патриархом русской философской мысли является Вл. Соловьев. Идейные поиски Вл. Соловьева в области философии и эсхатологии, в частности его учение о мире как «всеединстве», оказали существенное влияние на русский религиозно-философский ренессанс конца XIX — начала XX в., а также на становление и развитие литературы символизма. Вл. Соловьев вводит в русскую философию идею космизма, понятие Софии. Его идеи подхватывают Н. Федоров, а затем К. Циолковский и П. Чижевский. Их творчество открывает новое своеобразное философское направление, названное впоследствии русским космизмом.

Значительное место в мировой литературе занимает А. С. Грибоедов — человек разносторонних интересов, незаурядных музыкальных способностей, автор около 30 литературных произведений и среди них самого яркого и известного — «Горе от ума». В 1826 г. он находился под следствием по делу декабристов.

Октябрьская революция, по мысли ее организаторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской.

В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX в. — Седьмая симфония Д. Шостаковича


Литература и искусство Древней Руси