Романская и готическая архитектура Тибетский буддизм Культура Византии Начало Возрождения в Италии Ведущая роль архитектуры барокко в Италии Мозаики и фрески собора Св. Софии в Киеве

Тибетский буддизм является результатом слияния местной религии Бон и индийского буддизма.

Существуют разные точки зрения по поводу времени проникновения буддизма в Тибет. Большинство его исследователей говорят о середине VII в. и связывают в какой-то степени это событие с женами Сонцзэнгампо, одна из которых была дочерью непальского правителя, другая — китайской принцессой. Обе они исповедовали буддизм и якобы привезли с собой в Тибет две статуи Будды Шакьямуни и другие предметы буддийского культа.

Сторонники другой легендарной тибетской традиции (в их числе и Далай-лама XIV) утверждают, что тибетцы познакомились с буддийским учением еще до времени правления Сонцзэнгампо. Появление первых буддийских текстов и объектов поклонения в Тибете они связывают с именем одного из первых тибетски х царей — Лхатхотхори Нянцэна, который жил приблизительно в IV-V вв.

Предположение о более раннем, чем в VII в., проникновении буддизма в Тибет имеет все основания, учитывая, что с давних времен существовали непосредственные контакты Тибета с Индией и Китаем, а также буддийскими «государственными оазисами» Таримского бассейна в Центральной Азии, через который проходил Великий шелковый путь.

Буддизм в Тибете был объявлен государственной религией в 781 г., но лишь в XIV в. ему удалось преодолеть сопротивление приверженцев местных устоявшихся культов религии Бон. Так или иначе, буддизм перекочевал с равнин Индии в Гималаи, где он пустил глубокие корни и приобрел свои особенности.

Тибетская религия — это своеобразный буддизм; слово, которым можно определить эту религию, — ламаизм. Во главе государства и церкви при ламаизме стоит Далай-лама — верховный судья, таким образом Тибет — это теократическое государство. Далай-лама лично контролирует прошения, их удовлетворение и справедливость. Он является неограниченным властелином, направляя свою власть и авторитет на благо всей страны. Задолго до общественных и политических событий он предвидит их. Далай-ламе подчиняются два Совета — двухкабинетное правительство.

Первый Совет по делам религии состоит из четырех человек — монахов в ранге лам. Они отвечают перед Далай-ламой за все дела, связанные с мужскими и женскими монастырями, и через них проходят все духовные дела.

 Второй Совет, это Совет министров, он состоит из четырех членов: трех представителей светской власти и одного — духовной. Они управляют делами страны и отвечают за единство государства и церкви. Два официальных лица выполняют обязанности связующего звена между Далай-ламой и двумя Советами. Они играют важную роль в период редких сессий Национальной ассамблеи, куда входят 50 человек из светской знати и представителей ведущих ламаистских монастырей Лхасы. Этот законодательный орган также собирался в исключительных случаях, как, например, в 1904 году, когда Далай-лама уехал в Монголию в момент вторжения в Тибет англичан.

Количество представителей национальной ассамблеи может доходить до 400 человек. Провинций всего пять. Лхаса, столица, находится в провинции У-Цанг, иначе Шигадзе, остальные: Гарток на западе, Чанг на севере, Кам на востоке и Ло-Дзонг на юге.

С годами власть Далай-ламы возрастала все больше и больше, и он обходился без помощи Советов и Национальной ассамблеи. По мнению тибетцев, никогда страна не управлялась лучше, чем при Далай-ламе.

В Тибете есть традиция, которая касается политической власти. Раз в году все руководители лишаются на один день своих полномочий, и любой из их подчиненных может в этот день говорить о них то, что думает. Критика при этом чиновниками должна была учитываться.

Религия и право в Тибете были всегда взаимосвязаны. Пункты законов и нравственные принципы сведены воедино. Они сформулированы в следующем кодексе:

Свято верь руководителям монастыря и страны; исполняй свои религиозные обязанности и учись прилежно; почитай родителей; уважай добродетельных; почитай старших так же, как благородных от рождения; служи родине; будь честным и правдивым во всех случаях жизни; заботься о друзьях и родителях; используй пищу и богатство во благо; будь хорошим примером для других; будь признательным за добро и плати добром же; будь сдержанным во всем; гони от себя прочь ревность и зависть; воздерживайся от брани и скандалов; будь мягок на словах и на деле и никому не причиняй зла; переноси страдания и лишения с терпением и достоинством.*

Духовная культура Тибета складывалась и формировалась в монастырях. Они стали источником и оплотом учения буддизма, в них сосредоточивалась общественная, духовная и культурная жизнь средневекового Тибета. Огромное количество больших и маленьких монастырей разбросано на отрогах гор в этой небольшой стране. На западе вырисовываются зубцы стен Поталы.

Потала — это название получило грандиозное сооружение, построенное на скале Марпори, на вершине которой расположен царский дворец. В каменные плиты мостовой во дворе храма испещрены глубокими, в несколько сантиметров, бороздами. Это следы ног тысяч и тысяч молящихся, прошедших по ним. Огромные колонны, почерневшие от времени, подпирают крышу. Тяжелые запахи ладана, курившегося беспрестанно, расползаются по храму. Вдоль стен стоят позолоченные статуи божеств тибетской религии. Массивные решетчатые ограды из железа в крупную клетку предохраняют их, не скрывая от взора молящихся. Самые почитаемые божества наполовину засыпаны драгоценными каьшкми. и жемчугом, приношениями на­божных людей.

Монастыри Шакпори и Тра Йерпа счи­таются старейшими медицинскими учреж­дениями Тибета. Шакпори так и называют: «Храм медицины», а Тра Йерпа славится своей библиотекой, где хранятся ценней­шие рукописи по медицине. Монахи там посвящают много времени изучению целеб­ных трав и овладению искусством полета на змеях. Здесь хранится также книга о пер­вой экспедиции в составе 10 человек на Тянь-Шань.

Большое значение для тибетцев имело огромный монастырь Дрэпунг. В нем жило не менее десяти тысяч монахов — это це­лый город, обнесенный стеной. Дрэпунг в переводе означает «Рисовая гора», он представляет собой объединение из семи монастырей, причем каждый имел свой ус­тав, свою учебную программу. У главного настоятеля было четырнадцать помощни­ков, сторонников железной дисциплины, которая способствовала управлению мно­гочисленными монахами.

Известен и монастырь Гумбум в провин­ции Амдо, расположенный на древнем ка­раванном пути из Монголии в Центральный Тибет. Монастырский комплекс включает храмы и жилища монахов, а также учеб­ные заведения —дацаны, жилые кварталы, административные учереждения.

В Тибете есть организация «Государ­ственный Оракул». Ее назначение — ус­тановление связи между миром матери­альным и миром духовным. Это большой монастырь, в котором служат монахи вы­соких рангов и разной степени посвяще­ния, студенты-монахи и простые работни­ки монастыря.

Посвящение в монахи начинается с це­ремонии «открытия Книги». В огромном фолианте размером 150 х 30 см — записа­на история семьи посвящаемого на протя­жении веков: имена всех основателей рода, их дела и подвиги, деятельность на благо страны. С поступлением в монастырь ста­вится личная подпись в книге, человек получает новое имя, и для него начинает­ся новая жизнь.

Среди тысяч монахов выбирается толь­ко один, избранный для дел высшего по­рядка, который способен достичь высоких ступеней развития. Удел других — вы­полнять свой обычный повседневный долг. В Тибете при вступлении в монашеский ор­ден мальчику бреют голову, оставляя лишь маленький клочок волос, который после присвоения ему духовного имени и отка­за от старого также сбривается. «Канд-жур» — буддийское священное писание — насчитывает 112 томов. Прилежание— основа освоения духовных знаний. Каж­дый может стать ламой, кто не жалеет себя в духовном труде и учебе.

Твердо веря в перевоплощение, тибет­цы считают, что любой человек, достиг­ший определенного уровня эволюции, мо­жет сделать выбор и продолжить жизнь либо в другой плоскости бытия, либо вер­нуться на землю для приобретения новых знаний и помощи другим.

Нужно обладать большими духовными знаниями и особыми способностями, что­бы, умирая, суметь осуществить сразу пе­ревоплощение. Не многие оказываются способными совершить посмертное пере­воплощение. Именно тех, кто обладает такими свойствами, называют «Живыми Воплощениями» или ламами. В молодос­ти их подвергают самым суровым испы­таниям.

К концу XVII в. преобразование Тибета как страны монастырей было завершено,там сформировался народ необычайной душевной широты, с единственным стремлением совершенствоваться, постигая мудрость жизни. Стержень тибетской цивилизации — религия, смысл ее — в построении общества, основанного на идеалах духовного просвещения.

Эксперимент тибетской цивилизации основан на возможности абсолютного альтруизма.

На рубеже XIX-XX вв. в Тибете было более шести тысяч монастырей. Четверть населения страны добровольно вступила в религиозные ордена. Каждая семья почитала за честь отдать хотя бы одного сына в услужение богу, прежде чем он достигал пятилетнего возраста. Семьдесят пять процентов тибетского бюджета шло на финансирование образования духовенства и содержание религиозных институтов. Монастыри являлись оплотом культуры, как и храмы, в которых поклонялись богам, и высшие учебные заведения. Тибет ломает все традиционные представления о развитой цивилизации: высокоразвитое в интеллектуальном отношении и продвинутое духовно, тибетское общество, несомненно, оставалось крайне примитивным в техническом отношении.

Бесспорным сокровищем Тибета оставались религия и сильный институт духовенства. На протяжении восьмисот лет он обходился без какой бы то ни было армии.

Правители соседних государств, в том числе китайские императоры и монгольские ханы, сделались учениками тибетских лам. Взамен они обещали защищать Тибет от посягательства внешних врагов. Во все века тибетцы были отважными путешественниками, но главное в их жизни путешествие было то, которое они должны были совершить после смерти.

Культуры, зародившиеся в средневековый период истории. Мусульманская культура Возникновение ислама. Мухаммед — пророк новой религии. Последователи Мухаммеда: Абу Бакр, Омар, Осман, Али. Сущность исламской религии, шариат и пять столпов ислама: шахада, салят, саум, закат и хадж. Мировоззрение мусульман. Коран — священная книга ислама. Культовая архитектура Арабского Востока. Роль орнамента. Живопись и скульптура. Литература. Естествознание и медицина. Суфизм — мистическое учение ислама. Роль мусульманства в мировой культуре.

Тростниковый дом арабского шейха

Эпоха четырех праведных халифов считается счастливой эпохой (аср са'адат), какой мусульманский мир после этого уже не переживал, так как вместо «заместителей» (халифов) Бога и пророка стали править «цари». В исламе имеет место нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и культуры. Как религия он произошел из ханифизма, иудаизма и христианства, исповедуемых некоторыми арабскими племенами. Ханифизм — домусульманское учение о едином Боге Рахмане (араб, милостивый). В исламе Рахман стало прилагательным имени Аллаха.

Сирийская стеклянная лампа. XIV в

Литературным центром Арабского Востока стал Хорасан: здесь были заложены основы классической поэзии, выработан и отшлифован литературный язык фарси, сформированы основные жанры поэзии, система образов, стихотворные метафоры.

Морские плавания арабов

Древние тибетские легенды повествуют о том, что столетия назад вода покрывала многие части Тибета. Это подтверждается наличием ископаемых рыб и других морских животных, найденных при раскопках.

В системе образования и воспитания большое внимание уделялось не только языку и знанию высокого стиля общения, но и памяти. Придавать важное значение развитию памяти стало тибетской традицией. На протяжении многих веков использовался известный в Тибете метод тренировки памяти, он заключался в том, что человек помещается в специальную комнату, уставленную тысячами и тысячами ящичков, и при этом должен визуально чувствовать предмет и точно знать, где он находится.

Монастыри были не только центрами духовной жизни, но и храмами искусства. Само строительство монастыря представляло высокий уровень развития храмовой архитектуры. Первыми культовыми буддийскими постройками были чортены, их прообразы — индийские ступы. Чортены были для тибетцев символами бессмертия.

Ранней тибетской поэзии присуще постоянное употребление метафорических выражений. Иногда песни построены в форме диалога двух соперников, в вопросах и ответах которых содержаться завуалированные насмешки. Тибетский стих характеризует не рифма, а одинаковое число словослогов в строке, задающее определенный ритм. В отличие от европейской формы стиха, строки тибетского пишутся не одна под другой, а в строчку. Стихотворные строчки отделяются друг от друга только вертикальными черточками — тибетским знаком препинания.


Искусство и литература периода Киевской Руси