Ядерные реакторы Реаторы третьего поколения ВВЭР-1500 Сборник задач по физике Информатика Сборник задач по математике Начертательная геометрия и инженерная графика История искусства Теоретическая механика Электротехника Задачи
Художественная культура и искусство Первобытное искусство и мифология Первобытные верования и их влияние на искусство Культура и искусство Древнего Египта. Античное искусство Культура Римской империи Гомеровский эпос

Художественная культура и искусство

 Культура Римской империи – I в. до н.э. – V в. н.э.

На протяжении всей античной культуры осваиваются и утверждаются европейские ценности. Они задают направленность, тональность, характер, приоритеты художественной культуре. Европейская художественная культура в контексте европейских ценностей на каждом новом этапе своего развития и совершенствования средствами искусств дает свое толкование, свое понимание этих ценностей. Это отражается в художественной культуре в процессе смены художественных стилей. Каждый художественный стиль – это своеобразие, особенность европейской культурной традиции. Сама Античность к V веку н. э. завершает свое развитие, уступая место новому витку развития культуры, новым интерпретациям основных ценностей.

Эгейская художественная культура

В III – II тыс. до н.э. на окраине древневосточной цивилизации, на стыке трех материков Азии, Африки и Европы зарождается эгейская культура, называемая иногда крито-микенской. Она существовала на островах Эгейского моря (Крит, Фера, острова Кик-ладского архипелага), в материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос) и на западном побережье Малой Азии (Троя). Живопись современной темперой Живопись чистой темперой Современная темпера не требует особых правил и приемов в живописи, а потому предоставляет живописцу полную свободу в исполнении. Можно писать и жидкими красками подобно средневековой темпере, но также допустимо и жирное пастозное письмо и притом в такой мере, которая совершенно неприемлема в масляной живописи. Здесь не существует никакой обязательной системы в порядке нанесения слоев красок, как то имеет место в масляной живописи. Правда, практика работы темперой установила и здесь известные приемы живописи, но они служат лишь для облегчения труда и более легкого достижения искомых результатов; прочность живописи от них совершенно не зависит.

Основной исторической особенностью крито-микенской или эгейской культуры является то обстоятельство, что она являлась своеобразным связующим звеном между Древним Востоком и собственно Грецией.

На рубеже Ш-П тыс. до н.э. на острове Крите впервые на территории Европы складывается государство и возникают протогородские центры: Кносс, Фест, Маллия. Вместе с тем Крит становится значительнейшим центром античной культуры.

В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы, что было связано с ведущей ролью дворца в экономической и политической жизни древнейшего населения острова. До нас дошло немного памятников критской культуры, главным образом дворцы знати, которые соперничали между собой богатством и роскошью. Построенные дворцы – свидетельства довольно развитой архитектурной культуры.

Среди этих дворцовых комплексов выделялся своими масштабами (общая площадь 16 тыс. кв. км) и свободной, усложненной планировкой Кносский дворец. Он создавался в течение нескольких столетий. Стены комнат были украшены декоративными росписями. Особое место в сюжетике росписей дворца занимают изображения женщин-акробатов, прыгающих через быка или танцующих у него на спине. По всей видимости, это каким-то образом было связано с культовой, обрядовой стороной критской религии, ибо бык всегда почитался на Крите как священное животное (вспомним мифического Минотавра – получеловека-полубыка). Кносский дворец органично вписан в ландшафт. Древние зодчие точно учитывали природные условия – форму ландшафта, течение вод и движение воздушных потоков, они удивительным образом выбирали наиболее благоприятные места для построек, материал, форму сооружений.

 Дворец расположен на невысоком холме. Центр комплекса – прямоугольный двор, а вокруг него свободно группируются различные помещения. Стены парадных залов расписаны фресками, создающими праздничное настроение продуманной гаммой красок, сюжетами праздников, торжественных обрядов, сценами из обыденной жизни.

В XV – XVI вв. до н.э. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Греки-ахейцы строят свои города-крепости на высоких холмах. Такой город получает название «акрополь» – верхний город. Там и располагается царская резиденция. Город укрепляется мощными стенами выполняет роль крепости.

В развалинах акрополей, особенно в Микенах, городе легендарного Агамемнона, найдено большое число предметов из золота и серебра весьма тонкой работы кубки, вазы, золотые маски (в том числе так называемая «маска Агамемнона»).

Известный по раскопкам Микенский дворец – прообраз и греческого храма, и греческого жилища. В центре его располагается очаг – символ человеческого уюта. Вокруг очага – четыре колонны, которые поддерживают навес с отверстием для дыма. Зал служил для торжественных собраний и пиров.

На фресках дворца изображены сцены охоты и битв, что выдает воинственный дух ахейцев. Композиция фресок статична, в них четко выражено стремление к симметрии.

На примере крито-микенской культуры можно увидеть, как человек осваивает мир, делает первые самостоятельные шаги по наведению порядка, вносит свое понимание в устройство мира. На этом этапе он еще очень тесно связан с природой.

Дальше наступают «темные времена», о которых до нас не дошло достоверной информации. Мы можем судить об этом времени по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанным много веков спустя.

К XII в. до н.э. дворцовые комплексы, как на Крите, так и в материковой Греции, перестали существовать. Чаще всего этот упадок объясняют вторжением в Грецию с севера дорийских племен, которые разрушили дворцы и связанную с ними культуру. Эти племена также являлись грекоязычными, но стояли на явно более низком уровне социально-экономического и культурного развития. С их приходом начинается новый этап в истории Древней Греции.

Следующий период – «гомеровская Греция». О мере и уровне «художественности» этого периода можно судить по предметам гончарного ремесла. Оно близко микенской керамике. Глиняные сосуды первоначально украшались геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака. Узор этот, по-видимому, символизирует какие-то элементы мирочувствования древних греков. Затем, сменяя друг друга, на сосудах появляются фигуры зверей и птиц и, наконец, изображения человеческих фигур. Изображения носят весьма условный характер: голова и ноги в профиль, верхняя часть торса в фас (что напоминает египетское искусство). Такая эволюция дает основание проследить пробуждение интереса к человеку.

Сами сосуды имеют разнообразную форму в зависимости от их функции: амфоры для хранения вина и масла, кратеры для смешивания вина с водой, пискиды с крышками в виде фигурок животных и птиц для благовоний, энохии для розлива вина во время трапез.

Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура сохранилась лишь в развалинах. Однако в целом утонченный, динамичный, образный строй искусства эгейского мира был чужд сознанию тогдашних греков.

Человек устраивает свой быт, создает определенный комфорт, проявляет заботу о себе и одновременно, еще не осознавая этого, «творит» произведения искусства. О нарастающем интересе человека к самому себе свидетельствуют статуи из дерева или камня – их называют ксоанами. Это изображения богов, но греки наделяют их человеческими чертами.

Греки были язычниками, поклонялись многим богам, главный бог – Зевс. Наиболее почитаемыми признавались 12 олимпийских (по месту их обитания – на горе Олимп) богов. Само число «двенадцать» не случайно. Оно выражает представление древних греков об идеальной структуре космоса. В представлениях греков боги покровительствуют жизнедеятельности человека: Гера оберегает семейную жизнь и строго наказывает за супружескую неверность, воплощает женское начало. Она – богиня брака и семьи, покровительница законных супругов и их детей. Дионис – бог земледелия и виноделия, веселья и театра. Гермес – вестник богов, покровитель пастухов, а позже – торговли и гонцов, Артемида – богиня охоты, укротительница диких зверей, покровительница природы и молодых животных, а также покровительница молодых женщин и родов, Гефест – бог подземного огня и кузнечного мастерства, но то, что создает Гефест, уничтожает беспощадный Арес – бог несправедливой войны и брани, непрестанно жаждущий яростных битв и кровавых сражений. Посейдон – бог моря, рек, озер и других водных источников. Аид – бог подземного царства и мертвых. Афродита – богиня любви и красоты, вызывавшая в сердцах смертных и богов страсть, побуждая их как к браку, так и к нарушению супружеской верности. Деметра – богиня плодородия, растительности и земледелия, смены времен года. Афина – богиня мудрости, ремесел, покровительница справедливой войны, городской жизни, мирного труда. Благодаря ей греки научились приручению диких животных, культуре земледелия, кораблестроению. Аполлон – предводитель муз, покровитель музыкального искусства, также славившийся пророческим даром и искусством врачевания. 

Позже в мифах появляется герой. Это уже не совсем бог: он, как правило, рожден земной женщиной. Герой благороден, его ценят за социально значимые поступки и действия, в герое воплощены воинские доблести. Он занимает высокое общественное положение, его почитают. Одним из любимых героев в Греции был Геракл.

Но связь между богами и людьми была необходима, ее осуществляли оракулы, которые для получения прорицаний (и это примечательно) обращались к природе: прислушивались к шепоту листьев чудодейственного дуба, к журчанию воды протекавшего источника, присматривались к полету птиц или поведению животных.

На этом этапе культуры человеческое, культурное и природное начала находились в состоянии подвижного равновесия, гармонии. А это создавало благоприятную атмосферу для формирования художественного творчества, тогда как появление отдельных видов искусства только еще намечалось.


Мозаики и фрески собора Св. Софии в Киеве