Принимаем заказы на выполнение контрольных, курсовых, дипломных работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

 

Народная медицина

Соблазн возбуждающая  жвачка

Соблазн возбуждающая жвачка

 

KupiVip – крупнейший онлайн-магазин

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Renoven - антиварикозный   бальзам

Renoven - антиварикозный бальзам

ШефМаркет. Доставка продуктов с рецептами

Уборка   квартир в Москве

Уборка квартир в Москве

Дизайнерская мебель

Заказ и доставка билетов

Заказ и доставка билетов

 Академия Моды и Стиля

Академия Моды и Стиля

 

Интернет-магазин Olympus

Интернет-магазин Olympus<

Ядерные реакторы Реаторы третьего поколения ВВЭР-1500 Сборник задач по физике Информатика Сборник задач по математике Начертательная геометрия и инженерная графика История искусства Теоретическая механика Электротехника Задачи
Художественная культура и искусство Первобытное искусство и мифология Первобытные верования и их влияние на искусство Культура и искусство Древнего Египта. Античное искусство Культура Римской империи Гомеровский эпос

Художественная культура и искусство

Художественная культура поздней Античности. Римская Античность

В IV – III вв. до н.э. Рим подчиняет себе весь Апеннинский полуостров; в III – II вв. до н.э. ему покоряются Карфаген, Греция и все Восточное Средиземноморье. Создается мощное военно-административное государство с хорошо отлаженным строем жизни, иногда напоминающим казарменный быт; работают новые «механизмы» управления обществом. Государство учится жить по законам и прививает своим гражданам правовое сознание. Постепенно в общественном сознании укрепляется убеждение, что закон может и должен гарантировать права и свободы граждан. На этом этапе культура открыла и продемонстрировала на практике особую форму сосуществования разных народов и культур, а также возможности централизованной власти.

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой. Республиканский период явился временем становления римской культуры.

Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты.

Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и эллинистическое искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Особенности исторического развития определили важнейшие отличия искусства римского от греческого.

В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, в котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека – гражданина Римского государства, сознающего свое значение как самоценной личности.

Художественная культура Рима носит более прозаический и прагматический характер. Римлян больше заботит проблема удобств и комфорта в быту, чем тонкости внутреннего мира человека. Они строят хорошие дороги, прокладывают акведуки, возводят общественные здания, где бурлит деловая, торговая и политическая жизнь. Римляне живут реальными, практическими интересами, а не идеалами. Но и им не чужды некоторые древнегреческие ценности. Патриции предпочитают давать своим детям греческие имена, их жизнь украшают предметы быта греческого происхождения, они заимствуют некоторые привычки и обычаи Древней Греции. Но дух греческой культурной жизни их не увлекает; римлянам чужда состязательность древнегреческой  культуры. Римляне практичны, и им кажется бесполезным тратить время на дискуссии и философские споры, а вот занятие литературой для них не лишено смысла.

Литература – оружие, которое способно служить государству в воспитании граждан, в укреплении государства и прославлении его правителей.

В эпоху римских завоеваний искусство убеждать – красноречие – было составной частью художественной и политической культуры. Римские полководцы были, как правило, хорошими ораторами, – это помогало поддерживать дисциплину и воодушевлять воинов.

Школой красноречия был Сенат, где прославили свои имена Марк Порций Катон (234 – 149), противостоящий римской аристократии, Марк Туллий Цицерон (106 – 43) с его девизом: «Знай дело, слова найдутся» и многие другие.

В Риме появляется первая крупная частная библиотека. Она становится центром культурного общения и объединения не по культовым или профессиональным, а по культурным интересам – это кружок Сципиона – римского полководца, куда входили Полибий – историк, Теренций – комедиограф, Гай Лелий – юрист и другие видные граждане республики.

В I в. до н.э. эта традиция распространяется на другие города. Даже в маленьких городах Римской империи возникают подобные объединения. Широкую популярность получила «Вилла Папирусов» – настоящий греческий гимнасий. Вдохновителем этого кружка был философ-эпикуреец Филодем, именно его хорошо подобранная библиотека дала название вилле. К вилле примыкал сад, где были расставлены статуи греческих мудрецов, греческих и римских поэтов, правителей эпохи эллинизма. На вилле бывал Тит Лукреций Кар. В своей поэме «О природе вещей» он в поэтической форме раскрывает свое понимание природы, культуры, человечества. Лукреций настаивает, что подлинный герой страстно желает «сорвать с ворот природы запоры», смело шагнуть за ограду мира и мыслью и духом обнять всю безграничную Вселенную.

Складывается римская система обучения и воспитания, в основе которой лежала система образования эллинизма. Школа была частью городской жизни, и, хотя существовало домашнее воспитание, римляне предпочитали отдавать детей в эти школы. Они были убеждены, что делать все сообща – врожденное свойство людей, именно в школьном коллективе рождается полезный дух состязательности. В школе давали знания по литературе, грамматике, риторике.

В республиканском Риме открывают ценность поэзии. В жанре лирики не было равного по таланту поэту Гаю Валерию Катуллу. Темы его стихов — любовь, дружба, переживания человека. «Ненавижу и люблю!» – так начинается его стихотворение, обращенное к неверной возлюбленной.

Развивается и жанр комедии. Римский комедиограф Тит Макций Плавт (ок. 250 – ок. 184) занимается переложением греческих комедий на римский лад. Он мастерски объединяет несколько пьес в одну, заимствует удачные сюжеты и помещает их в римские условия. Из пьес Плавта до нас дошли поговорки и идиомы: «Человек человеку – волк», «Пустить козла в огород» и другие.

Другой римский комедиограф, Афр Теренций (190 – 159), африканец по происхождению, несмотря на то, что был рабом, после своего освобождения и благодаря таланту был принят в кружок Сципиона. В своих комедиях «Свекровь», «Братья», «Евнух» он проводит идеи гуманистического воспитания, ибо ему близки греческие идеалы меры и гармонии.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Однако они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые десятилетия жизни Римской республики, – бронзовая «Капитолийская волчица» – символ Рима – отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья.

Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он прослеживается с начала I в. до н. э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции. Римский скульптор ставит своей задачей не только точно передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, портретное сходство, но и выразить своеобразие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан республики лишены идеализации, они естественны и реалистичны.

С конца II в. до н.э. происходят серьезные изменения в архитектуре. В этот период складываются основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства. В первую очередь следует упомянуть о древних оборонительных стенах Рима, которые отличаются особой грандиозностью, будучи выложены из камней больших размеров. Их постройка относится к VI в. до н. э.

Особое место занимали римские дороги, которые были вымощены камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева дорога, построенная в IV – III вв. до н.э.

В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии.

Столкновение с греческим искусством привело к некоторым изменениям в римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.

Строительная практика обогащается новым материалом – бетоном. Это нововведение позволило увеличить размеры зданий, разнообразить их внешний вид и внутреннее устройство. Теперь можно возводить своды и купола больших размеров. Появляются сводчатые сооружения мостов, акведуков, складских помещений. Возник новый тип общественных зданий – базилика. В ее залах заседают суды, совершаются торговые и биржевые сделки. Появилась триумфальная арка, которая ставилась в честь героев-победителей. Изменилось отношение к архитектуре жилого дома. Он приобрел парадность. Стены жилого дома расписываются фресками. Дом окружает сад, а на внешние стены домов наносят пейзажи; утверждается культ облагороженной природы.

Оформляется центральная площадь Рима – Форум. На площади размещались основные общественные здания – сенат, суды, архивы, тюрьма, главные храмы, трибуна, с которой выступали ораторы. На центральной площади ставились прижизненные и посмертные памятники героям.

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки – учителя, секретари, советники – появляются в каждом знатном семействе, молодые аристократы Рима едут довершать свое образование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате на родном языке без переводчика и т. п. Однако эта эллинизация римской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала.


Мозаики и фрески собора Св. Софии в Киеве