Принимаем заказы на выполнение контрольных, курсовых, дипломных работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

 

Народная медицина

Соблазн возбуждающая  жвачка

Соблазн возбуждающая жвачка

 

KupiVip – крупнейший онлайн-магазин

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Renoven - антиварикозный   бальзам

Renoven - антиварикозный бальзам

ШефМаркет. Доставка продуктов с рецептами

Уборка   квартир в Москве

Уборка квартир в Москве

Дизайнерская мебель

Заказ и доставка билетов

Заказ и доставка билетов

 Академия Моды и Стиля

Академия Моды и Стиля

 

Интернет-магазин Olympus

Интернет-магазин Olympus<

Ядерные реакторы Реаторы третьего поколения ВВЭР-1500 Сборник задач по физике Информатика Сборник задач по математике Начертательная геометрия и инженерная графика История искусства Теоретическая механика Электротехника Задачи
Художественная культура и искусство Первобытное искусство и мифология Первобытные верования и их влияние на искусство Культура и искусство Древнего Египта. Античное искусство Культура Римской империи Гомеровский эпос

Художественная культура и искусство

Древнегреческая лирика

Социальные процессы VII – VI вв. до н.э. и возникновение архаической лирики.

Жанровая классификация древнегреческой лирики.

Элегическая и ямбическая поэзия.

Монодийная поэзия (Алкей и Сапфо).

Хоровая мелика.

Роды и виды в литературе и поэзии развивались последовательно. Каждый из жанров востребован определенными социальными и общественными процессами. Архаика – эпос, потом дидактика, потом – лирика.

Особенно бурной жизнью жила островная Греция. 7 – 6 вв. до н.э. – век социальной революции. Возникновение полисов разрушало патриархальность. Человек стал иначе смотреть на себя. Также влияла морская экспансия. К власти стали приходить новые люди – тираны, пришедшие к власти из низов. Они удерживали власть благодаря идеологии – поддерживали искусство, торговлю.

Судопроизводство – идет борьба за письменные законы. В общинах были устные законы, а здесь нужно личное отношение. Должно было быть законодательство. Первое законодательство ввел Ликург, спартанец. Затем его вводят тираны. Тиран Драконт в письменном законодательстве пишет, что за все преступления единственное наказание – смерть.

Эпос уходил в прошлое, эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувства. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Противостояние эпосу. Но как жанр, производный от эпоса, лирика заимствует от него:

– художественную форму;

– темы эпоса (первоначально осмысление мифологических сюжетов, но новая трактовка мифологических героев).

Лирика отталкивается от эпоса: если для эпоса характерно создание объективной картины, то лирика возникает как жанр изначально субъективный. В лирике, независимо от формы, присутствует человек.

Лосев: «Лирическая поэзия основана на более богатом развитии духовного мира индивида. В лирике гибнет гармония родового мира, и возникает дифференцированный нравственный мир».

Лирика – поэзия для слуха, ее не записывали. Стихотворений не было. Мелодия была всегда. Текст и мелодия имели одинаковое значение. Чтение для глаз появилось только в Александровскую эпоху 3-1 вв. до н.э. До конца от мелодии не освободились, это случилось только в Риме. Мелодия связана только с определенными философскими и психологическими теориями. Аристотель и Платон считали, что «лирика успокаивает психику человека». «Успокаивает человека строгий дорийский лад, страсть олицетворяет фригийский лад, лидийский лад – скорбный лад». Пифагор писал о магических лечебных свойствах лирики. Мелодия занимает большое место в философской системе. Философ Пифагор утверждал, что весь мир построен на музыке.

Термин «лирика» появляется очень поздно – у ученых третьего века до нашей эры. Это то, что исполняется под лиру или кифару. Иногда флейта, авлос. Это всегда песенная поэзия. До третьего века до н.э. греки всю поэзию называли – мелика (от «мелос» – мелодия). Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии.

Всю поэзию делили на собственно мелос (сольный (монодийный) и хоровой) и декламационную лирику. Она делится на элегии и ямбы.

Жанры греческой лирики

 ↓ ↓ ↓

 элегия  ямб мелика

 ↓ ↓

 монодическая хоровая

Декламационная лирика представляла собой нечто вроде речитатива по музыкальное сопровождение и делилась на элегическую и ямбическую – термины, имевшие в греческой литературе специфическое значение.

 «Элегия» у греков – термин по преимуществу метрический: он указывает на соединение гекзаметра с пентаметром (пентаметр – гекзаметр с усечением последней краткости в обеих половинах стиха) Таким образом, элегический размер является наиболее близким к эпосу.

Элегия происходит от слова «элегос» – значение его трактуется по-разному. Одни считают, что это название тростниковой флейты, вторые – что это азиатское слово, плач по покойнику. По одной из версий, элегия возникает на основе обрядового похоронного плача (песни). В древние времена не было любовных, скорбных жанров – первые элегии это военные маршевые песни.

Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия, которая повествует об обобщенной ситуации. Элегия максимально близка эпосу по форме, так как также рассматривает мифологические сюжеты.

 С течением временем элегия начинает приобретать сатирический характер, принимающий форму диалога учителя и ученика. Привычная нам элегия появится только в Риме.

Элегия гражданская. Прежде всего, мы встречаемся в Греции, с самого начала VII в. до н.э., с элегией воинственно-патриотической. Наиболее древним представителем ее является Калин из Эфеса, который в своих элегиях увещевал жителей Магнезии сопротивляться напавшим на них киммерийцам.

Тиртей – создатель военных элегий. Он спартанец. Известно, что он был хромым. Пел патриотические элегии во время войны. В элегии: сначала тема, потом образное развитие, бурный призыв сражаться за родину.

 Главная тема этих элегий – старые гомеровские нормы, трус для него немыслимое слово, вместо него – дрогнувший в бою. Высшее счастье – смерть за родину. Дрогнувший – позор для всего рода. Идейная направленность – гражданское мужество, патриотизм, смелость в борьбе за отчизну, родину. Утверждает, что отваги, доблести недостаточно для того, чтобы быть положительным героем. Идеал Тиртея – активный гражданин. Герой – тот, кто способен умереть в первых рядах за родину. Для Тиртея благополучие государства есть благополучие его граждан. Массовый героизм – движущая сила.

 Проводились соревнования военных элегий. Победитель получал кусок мяса.

Афинский поэт Солон Афинский (638 – 558 гг. до н.э.). Был причислен к семи мудрецам. Происходил из древнего царского рода Кодра. Один из основателей афинской демократии. Много странствовал. В Афинах никак не могли взять город Саламин. Афины нищали, потому что все богатства были в руках у нескольких людей. Люди или отдавали свою земли или продавались в рабство. Солон пробрался на площадь, встал у храма и прочитал элегию о Саламине. Оракул велел ему управлять государством. Сначала он отменяет долговые камни, книги, граждане снова становятся свободными. Все свои взгляды Солон описывает в элегиях. Они политические, патриотические, гражданские, нравоучительные. Солон прислушивался к толпе. Ему приписывался афоризм: «Ничего сверх меры». Солон сам уходит от управления.

Феогнид жил в городе Мигарды. 1400 стихов Феогнида дошло до нас. Отражение социальных процессов. Аристократ, изгнан из города. Человечество он делит на демос и знать. Знать – хорошо, демос – плохо. Очень озлоблен. Тон сборника пессимистичен. Его угнетает, что плохие царствуют, что мельчает порода людей. Привычное расслоение общества исчезает. В политических элегиях возникает образ корабля-государства, застигнутого бурей. Экипаж изгнал доблестного кормчего, а теперь не знает, что делать, и корабль тонет. Впервые появляется стихотворение «Памятник» (Потом у Горация, Державина, Пушкина).

Любовная элегия – очень субъективная, личная лирика, ее представителем в VII в. до н.э. является Мимнерм. Основной темой его элегий является любовь. Во всяком случае в его творчестве можно видеть переходную ступень от эпоса к лирике.

Дидактическая лирика. Сюда прежде всего относится эпиграмма, которую нужно понимать не в том смысле, как ее понимает новая литература, но буквально, в значении «надпись». Эпиграммы были посвятительные (богам), надгробные и адресованные отдельным лицам, представляя собой одно или несколько элегических двустиший с острой и тонкой мыслью афористического характера. Главными представителями эпиграммы являются Архилох и Симонид Кеосский.

Из всех видов лирических произведений элегия наиболее близка к эпосу и метрически, и содержательно. От древних воинственно-патриотических тем через гражданскую лирику она идет к страстной общественно-политической тематике и заканчивается спокойным нравоучительством с переходом к тонкой эстетике позднейшей, уже эллинистической эпиграммы. Темы элегии в дальнейшем будут занимать философов, ораторов, историков, баснописцев. В александрийскую эпоху останется только одна эротическая элегия.

Неизвестно откуда появляется название ямб. Долгое время его объясняли мифом про служанку Ямбу или глаголом «бросать». Т.е., ямбическую поэзию связывают с культом Деметры, т.е. она восходит к фольклорным корням. Как гласит гомеровский гимн, служанка элевсинского царя Келея, по имени Ямба, рассмешила скорбящую Деметру непристойными шутками. Ямбы употреблялись и в известные моменты праздничной процессии из Афин в Эдевсин, когда по обычаю требовались как раз выражения насмешливого и шутливого характера. По другой версии, ямб возникает на основе фольклорных песен, связанных с плодородием.

Со словом «ямб» у греков, вообще говоря, соединялось представление о шуточном характере произведения, в то время как в новой литературе ямб является понятием исключительно метрическим.

Ямб – соединение краткого слога с долгим. По метру ямбическая поэзия гораздо дальше от гекзаметра, чем элегия.

Ямб в окончательном виде представляет собой хулительную песню, направленную против определенных лиц.

Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение – 6 апреля 648 года до н.э. – Архилох. В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам. Архилох жил в начале 7 века до н.э., прославился своими ямбами. Яркий поэт, интересная личность, писал и элегии, и ямбы. В отношении Архилоха мнения расходятся (неистовый, аморальный, развращенный). Его жизнь была тяжелой, он рос на Паросе, отец – аристократ, мать – рабыня. Отец его признал, но общество нет. Становится наемным солдатом. Творил инстинктивно. Несчастная любовь – описание любовной ситуации. Был влюблен в Ниобулу, посватался, но отец отказал. Архилох хочет отомстить, сочиняет такие ямбы, использует такие эпитеты, что даже появляется легенда, что тот покончил жизнь самоубийством от позора. В стихах четко видно, как меняется этика взаимоотношений: например, стихи о бегстве.

Архилох – поэт многозначный. Он начинает задумываться, философствовать, пытается увидеть жизненный ритм, говорит о черных и белых полосах. Для него характерно новое понимание человека: человек подвластен времени и обстоятельствам. Жизнь человека представляется как череда удач и неудач. Человек же беспомощен перед этим жизненным ритмом.

В своих ямбах он рассказал нам о том, как в качестве наемника бросил щит в сражении с фракийскими варварами. В своих ямбах Архилох также выражал свою любовь к Необуле, есть также ямбы посвященные друзьям, обсуждающие жизненную философию Архилоха (философия оптимизма). В ямбах Архилоха мы находим мораль, лишенную всякой скуки, ясное, спокойное доверие потоку жизни, начиная от Ареса, бога войны, и заканчивая музами, богинями искусства, начиная с юмора по поводу собственной измены и кончая грозным проклятием другу-изменнику.

Архилох – воин, любитель вина, женолюб и женоненавистник, поэт, «гуляка праздный», морально неустойчивый и страстный жизнелюбец, даже философ, напоминающий о быстротечности жизни, но и утешающий нас учением о ее вечном возвращении. Большинство его стихотворений носит ярко выраженный сатирический характер.

Мелика: монодийная и хоровая.

Мелическая лирика представляла собой песню, которая исполнялась хором или одним солистом. 


Мозаики и фрески собора Св. Софии в Киеве