Орнаментальное искусство Мозаики собора Св. Софии в Константинополе Мозаики и фрески собора Св. Софии в Киеве Фрески Салоник и собора Св. Софии в Охриде Мозаики XII века: София Константинопольская, Чефалу

Мозаические иконы
Есть все основания думать, что главным центром по изготовлению мозаических портативных икон, требовавших большого технического умения, был Константинополь. Набираемые из крохотных кубиков, часто величиною не более булавочной головки, эти иконы принадлежат к числу самых совершенных произведений византийского искусства, лишний раз свидетельствуя о необычайной утонченности столичных вкусов. Наибольшее распространение маленькие мозаические иконки получили в конце XIII столетия и в XIV веке, когда их миниатюрный строй форм соответствовал преобладавшим в искусстве камерным вкусам. Но такие иконки выполнялись и в XII веке, что подтверждается целым рядом памятников, относящихся ко второй его половине (Николай Чудотворец в ризнице монастыря Иоанна Богослова на Патмосе65, Николай Чудотворец из бывшего музея Киево-Печерской лавры в Киеве66, Николай Чудотворец в церкви Иоанна Крестителя в Аахене67, Георгий в Институте истории грузинского искусства в Тбилиси68, Иоанн Предтеча в сокровищнице Сан Марко в Венеции69). Работа отличается сказочной тонкостью. Кубики самых разнообразных цветов, среди которых видное место занимают серебряные камушки, пригнаны друг к другу с изумительной ловкостью, тонкая паутина из золотых и серебряных линий окутывает хрупкие формы.


318. Иоанн Предтеча с фигурой заказчика. Конец XI века. Церковь св. Георгия в Фанаре, Константинополь. Мозаическая икона


319. Преображение. Первая половина XII века. Лувр, Париж. Мозаическая икона


320. Христос Милосердный. Первая половина XII века. Государственные музеи, Берлин. Мозаическая икона


321. Христос. Середина XII века. Национальный музей, Флоренция. Мозаическая икона


322. Богоматерь с младенцем. Конец XII — начало XIII века. Монастырь Хиландар, Афон. Мозаическая икона


323. Св. Димитрий. Вторая половина XII века. Монастырь Ксеноф, Афон. Мозаическая икона. Деталь

Другую группу составляют мозаические иконы более крупного размера, отражающие стиль современной им монументальной живописи. Самой древней из них является икона Богоматери Одигитрии в патриаршей церкви св. Георгия в Стамбуле70. Ранее она находилась в церкви Богородицы Паммакаристы, воздвигнутой около 1065 года. В тяжелых, грузных формах иконы еще чувствуются пережитки искусства эпохи Македонской династии (ср. мозаики Хосиос Лукас и Софии Киевской). Любопытно, что эта архаическая струя нашла себе отражение и в станковой живописи Константинополя. Хранящаяся в той же церкви св. Георгия мозаическая икона Иоанна Предтечи датируется уже концом XI века71 (табл. 318). У ног стоящего Иоанна представлен коленопреклоненный заказчик, чья фигура выдержана в крохотном масштабе, подчеркивающем расстояние между святым и простым смертным. Аскетическое выражение лица и темный, даже сумрачный колорит с преобладанием фиолетовых и серовато-зеленых тонов создают впечатление суровости. К первой половине XII века относятся Преображение в Лувре72 (табл. 319) и Христос в Берлинском музее73 (табл. 320), а ко второй его половине — две большие иконы с изображениями Георгия (табл. 323) и Димитрия в рост в монастыре Ксеноф на Афоне74, которые отличаются особенным мастерством исполнения. Все эти памятники вышли из константинопольской школы. В отличие от них Христос в Национальном музее во Флоренции (середина XII века)75 (табл. 321) и Одигитрия в Хиландаре (конец XII — начало XIII века)76 (табл. 322) являются провинциальными работами, о чем свидетельствуют плоская трактовка формы, подчеркнуто линейный стиль и общая схематическая манера исполнения.


b26c2da8
Русь: монументальные росписи Киева