Орнаментальное искусство Мозаики собора Св. Софии в Константинополе Мозаики и фрески собора Св. Софии в Киеве Фрески Салоник и собора Св. Софии в Охриде Мозаики XII века: София Константинопольская, Чефалу

Византийская темперная живопись


324. Успение Богоматери. Вторая половина XI века. Монастырь св. Екатерины, Синай. Икона


Благодаря опубликованию супругами Сотириу и проф. К. Вейцманом уникального собрания икон в монастыре св. Екатерины на Синае значительно обогатились наши представления о византийской темперной живописи. Теперь иконы XI–ХII веков исчисляются уже не единицами, а десятками. При этом выяснилось, что в Византии широкое распространение имели иконы, приближавшиеся по размерам и технике исполнения к миниатюрам. Нередко такие иконки составляют диптихи, триптихи и даже полиптихи. Они были рассчитаны на индивидуальную молитву в часовне либо в монашеской келье. К числу таких небольших икон, возникших еще на протяжении второй половины XI века, принадлежат хранящиеся на Синае диптих с изображением двенадцати праздников77, фрагмент Успения78, центральная часть триптиха с изображениями Рождества Христова, Бегства в Египет, Бегства Елизаветы в пустыню и Избиения младенцев79 и четыре сцены из жизни Николая Чудотворца80. Тонкое, изящное письмо находит ближайшие стилистические аналогии в миниатюрах столичных рукописей второй половины XI века. Особенно высоким качеством отличается фрагмент Успения, выполненный первоклассным константинопольским мастером (табл. 324). Лишь столичные живописцы умели наделять лица выражением такой глубочайшей одухотворенности. Совсем иными были художественные идеалы мастеров периферии, опиравшихся на местные народные традиции. Об их искусстве хорошее представление дает синайская икона того же XI века, изображающая Причащение под двумя видами и Омовение ног81. Эта икона, с ее грубоватой выразительностью и несколько преувеличенной экспрессией, бросает свет на вкусы, которые господствовали в восточной монашеской среде.


325. Богоматерь Владимирская. Первая половина XII века. Третьяковская галерея, Москва. Икона


326. [Деталь табл. 325]

Центральным памятником константинопольской станковой живописи XII века является прославленная икона Богоматери Владимирской в Третьяковской галерее в Москве82 (табл. 325). Согласно свидетельству летописи, икона была привезена на корабле из Константинополя и находилась в России уже в 1155 году. Скрытая под слоем грубых записей, она была расчищена в 1918 году Всероссийской реставрационной комиссией. От первоначальной живописи сохранились лишь лики Богоматери и Христа, все остальные части иконы представляют позднейшие дописи, искажающие очертания фигур. Мария и младенец даны в типе Умиления, неоднократно встречающемся в столичной миниатюре XI и XII веков. Изумительное по благородству лицо Богоматери полно глубочайшей одухотворенности (табл. 326). Даже в пределах такого сугубо спиритуалистического искусства, как византийское, это лицо производит впечатление исключительного, необычного. Именно подобного рода иконы являлись теми чувственными образами, при посредстве которых человек возвышался к божественному созерцанию (псевдо-Дионисий Ареопагит). Главный акцент поставлен на печальных глазах Марии, как бы выражающих скорбь всего мира. Аристократический, слегка изогнутый нос и тонкие бесплотные губы лишены всякой материальности, что еще более усиливает гипнотическое действие глаз. Лицо младенца, в противовес жизнерадостным bambini итальянских картин, выдает подчеркнутую строгость. Исполнение ликов отличается мягкостью и живописностью. Выдержанное в темных оливково-зеленых тонах лицо Богоматери, оживленное несколькими ударами красного, противопоставлено более светлому лицу Христа, написанному в свободной манере, базирующейся на контрастном сочетании белых, зеленых и красных красок. В этих живописных приемах, воссоздающих рельеф благодаря тончайшей красочной лепке, нетрудно увидеть прямую связь с традициями эллинизма. По общему характеру своего стиля икона Богоматери Владимирской относится к первой половине XII века, причем ее принадлежность к константинопольской школе не вызывает ни малейших сомнений.


327. Григорий Чудотворец. Вторая половина XII века. Эрмитаж, Ленинград. Икона


328. Богоматерь с младенцем и избранными святыми на полях. Первая половина XII века. Монастырь св. Екатерины, Синай. Икона


329. Чудо архангела Михаила в Хонах. Вторая половина XII века. Монастырь св. Екатерины, Синай. Икона

Отдаленное сходство с Владимирской выдает красивая икона Григория Чудотворца в Эрмитаже, также вышедшая из столичной школы83 (табл. 327). Развитой «комниновский» тип указывает на вторую половину XII века как время ее изготовления. Со столицей связан и ряд икон, хранящихся на Синае, прежде всего интереснейшая по композиции икона Богоматери84 (табл. 328). Восседающая на троне фигура заключена в легкую арочку, по сторонам от которой размещены наподобие тябл прямоугольники, заполненные фигурами стоящих пророков, апостолов, Анны, Елизаветы, Иосифа, Адама и Евы, а наверху представлен восседающий на сфере Христос, окруженный символами евангелистов и серафимами и херувимами. Легкие, изящные фигурки не позволяют выводить эту икону за пределы первой половины XII века, на что указывает и тип Марии, отдаленно напоминающий Богоматерь Владимирскую. Младенец Христос дан в очень живой позе, предвосхищающей самые смелые решения художников дученто. Затем идет икона с изображениями двенадцати праздников и деисусного чина в рост, близкая по своей технике к миниатюре85. Упомянем наконец такие тяготеющие уже ко второй половине XII века произведения как монументальный поясной Пантократор86, тонкая по письму икона святых Прокопия, Димитрия и Нестора87, боковые створки маленького триптиха с изображениями Феодора Тирона, Саввы, Онуфрия, Георгия, Иоанна Дамаскина и Ефрема Сирина88, сильно попорченная икона святых Георгия, Димитрия и Феодора89, красивое по композиции Чудо архангела Михаила в Хонах90 (табл. 329) и возникшее уже на рубеже XII–ХIII веков Распятие с полуфигурами святых91. Последняя икона бросает свет на источники, из которых черпали живописцы дученто и в первую очередь Джунта Пизано.


330. Преображение. XII век. Эрмитаж, Ленинград. Икона


331. Апостол Филипп, Феодор Тирон и Димитрий. Начало XII века. Эрмитаж, Ленинград. Икона


332. Пророк Илия. Вторая половина XII века. Монастырь св. Екатерины, Синай. Икона


333. Деисус. Вторая половина XII века. Музей Лавры в Киеве. Икона (утрачена в годы второй мировой войны)


334. Савва Освященный. XII век. Музей Лавры в Киеве. Икона (утрачена в годы второй мировой войны)


Русь: монументальные росписи Киева