Орнаментальное искусство Мозаики собора Св. Софии в Константинополе Мозаики и фрески собора Св. Софии в Киеве Фрески Салоник и собора Св. Софии в Охриде Мозаики XII века: София Константинопольская, Чефалу

Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов Италия: Сицилия
Несравненно более чистая византийская струя проникла в Сицилию, превратившуюся под властью норманнов в один из главных форпостов византийского искусства на Западе217. Весьма важную роль в развитии местной школы мозаичистов сыграла мастерская, которая участвовала в украшении апсиды собора в Чефалу. Мы уже видели, что эта мастерская состояла из чисто греческих мастеров, призванных из Константинополя. Есть основания думать, что они очень скоро стали пользоваться услугами местных сил, которые пошли к ним в обучение. И эта мастерская была не единственным в Сицилии центром по изготовлению мозаик. Одновременно с ней существовали другие мастерские, где сотрудничество заезжих греческих художников с местными силами протекало аналогичным образом. Так должна была постепенно сложиться сицилийская школа мозаичистов, исполнявшая поступавшие к ней со всех сторон заказы. Несмотря на исключительную близость к византийским образцам, произведения этой школы ни в коем случае не могут рассматриваться как чисто греческие памятники. Они включают в себя ряд местных особенностей, выдавая в целом тенденцию к растворению отвлеченного стиля в более реалистических

Пятое десятилетие XII века, когда шла работа над мозаиками собора в Чефалу, Санта Мария дель Аммиральо и Палатинской капеллы, было временем энергичной экспансии королевства норманнов. Рожер II, возглавлявший антивизантийскую коалицию, мечтал сокрушить восточную империю и основать на берегах Босфора новое латинское королевство. В 1149 году он вел по этому поводу секретные переговоры с гостившим в Сицилии французским королем Людовиком VII218. Находясь в зените своего могущества, Рожер всячески стремился уподобиться византийским василевсам. Но, используя греческих мозаичистов и перенимая систему византийской декорации, норманны вносили в последнюю ряд существенных изменений, которые были обусловлены специфическими местными условиями. В частности, норманнские короли, отличавшиеся большой веротерпимостью, никогда не следовали так слепо церковной догме, как это делали византийцы. В их представлении основная задача искусства сводилась не столько к утверждению узко понятого церковного учения, сколько к прославлению светской власти и ее окружению ореолом «ромейского» величия.

Наиболее греческими среди мозаик Сицилии, если не считать мозаик собора в Чефалу и мозаик купола Палатинской капеллы, являются мозаики Санта Мария дель Аммиральо, или так называемой Мартораны, возникшие в 1146–1151 годах. Хотя сама церковь была в основном завершена в 1143 году, ее достройка затянулась до 1146 года, когда были возведены атриум, портик и колокольня. Церковь основана одним из выдающихся военачальников Рожера — Георгием Антиохийским. Уроженец Антиохии, полугрек-полусириец, Георгий после службы у эмира ал-Махди в Тунисии в 1112 году переехал в Палермо, где сделал блестящую карьеру. Возведенную им церковь он посвятил Богоматери. Так как эта церковь является центральнокупольной постройкой, перед мозаичистами не стояла задача приспособить византийскую систему декорации к обычному для сицилийских храмов базиликальному плану. Уже одно это обстоятельство


376. Христос, ангелы, евангельские сцены и полуфигуры святых


377. Богоматерь с Георгием Антиохийцем


378. Христос коронует короля Рожера II


379. Успение Богоматери

376–379. Марторана, Палермо. Мозаики в куполе [376], нарфике [377, 378] и на южном склоне свода [379]. 1146–1151 гг.

В несохранившейся главной апсиде была представлена Богоматерь, в куполе сидящий на троне Христос и четыре поклоняющихся ему архангела (табл. 376), в барабане пророки, в тромпах евангелисты, над поддерживающими купол арками Сретение и Благовещение. Арки украшены медальонами со святителями, мучениками, архидиаконами и святыми воинами на серебряных и синих фонах, своды — фигурами апостолов, двух архангелов и сценами Рождества Христова и Успения (табл. 379). В боковых апсидах представлены Иоаким и Анна. На западной стене перестроенного нарфика размещены вотивные мозаики. Они изображают адмирала Георгия Антиохийца перед Богоматерью (табл. 377) и коронуемого Христом Рожера II (табл. 378), выступающего здесь полновластным соперником византийских василевсов. Не совсем обычная для греческих храмов композиция купола сохраняет пережитки старого Вознесения: Христос во весь рост, а не поясной Пантократор. Мозаики, хотя они и пострадали от реставрации, отличаются красивым теплым колоритом и выполнены в очень тонкой, изящной манере. Однако рисунок, особенно конечностей и складок, не всегда точен, распластывающиеся на плоскости многофигурные композиции скученны и мало ритмичны, в однообразных плоских лицах отсутствуют типичная для произведений константинопольской школы индивидуальная дифференциация и моделировка. В целом мозаики оставляют такое впечатление, как будто в них сознательно утрирован один из основных элементов византийской живописи XII века — абстрактная, каллиграфически тонкая линия. Это придает им оттенок известной сухости. Здесь работали уже не константинопольские мастера, а художники, для которых греческие образцы стали предметом для подражания. Подвизавшаяся в Марторане мастерская мозаичистов несомненно знала мозаики апсиды собора Чефалу (фигуры апостолов) и трансепта Палатинской капеллы (такие композиции, как Благовещение, Сретение, Рождество Христово). Возможно, эта мастерская обменивалась отдельными мозаичистами с мастерской, участвовавшей в украшении трансепта Палатинской капеллы.


380. Палатинская капелла в Палермо. 1132–1140 гг.

К сожалению, немало пострадали от реставраций и мозаики Палатинской капеллы, обнаруживающие в их древнейшей части стилистическую близость к мозаикам Мартораны. Подобно последней, Палатинская капелла является относительно небольшим зданием с изящным и даже интимным интерьером (табл. 380). Стены облицованы белым мрамором с мозаической инкрустацией, пол выложен из цветных камней, расположенных в виде геометрического узора. Богатейший резной деревянный потолок с нависающими сталактитами украшен темперной росписью чисто арабского типа. Мозаики покрывают купол, барабан, арки и верхнюю часть стен. Капелла образует редкий по сохранности ансамбль, немного пряный, что объясняется перенасыщенностью золотом, но крайне декоративный и импозантный. Это небольшое магическое пространство, соединяющее в себе самым прихотливым образом черты византийского и арабского стиля, как бы оживает при свете свечей, играющих бесчисленными рефлексами на золоте мозаик, которое контрастирует с таинственным полумраком сталактитового потолка.


b26c2da8
Русь: монументальные росписи Киева